ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ
Том VII , С. 337-338
опубликовано: 31 октября 2009г.

ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ

Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в.Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. [груз. ვახტანგ გორგასალი], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб.

Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время В. Г. начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви Католикоса и попросил визант. императора прислать в Картли Католикоса Петра и 12 епископов. Разгневанный архиеп. Картли Микаэл, у к-рого и до этого были разногласия с В. Г. в связи с борьбой между монофизитами и диофизитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта В. Г. отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Микаэл пнул царя ногой и выбил ему зуб. В. Г. выслал архиепископа из страны в К-поль, к К-польскому Патриарху. Архиеп. Микаэла определили иноком в мон-рь Акимитов близ К-поля. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из К-поля, были отправлены к Антиохийскому Патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской епархии. Получив благословение, они вернулись в К-поль. По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г. Нек-рые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а др. сменили епископов - сторонников архиеп. Микаэла. К кон. V в. в Картли уже существовало 24 епархии. Картли являлась форпостом христианства на Кавказе. Укрепив положение страны, В. Г. возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 г. он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим. В кон. V или в нач. VI в. В. Г. был смертельно ранен в сражении с персами, получив удар мечом в спину. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.

В. Г. собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четв. VI в.), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве мон-ря Св. Креста (Джвари) в Иерусалиме, где на стене до XIX в. существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, к-рого идентифицируют с В. Г.

В. Г. почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».

Ист.: Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали / Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1986; მოჟცევა(?)ბულლეტ ჟართლისა(?)ბულლეტ: მველი აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1963. Т. 1.
Лит.: Такаишвили Е. Источники грузинских летописей: Три хроники // Сб. мат-лов для описания и местностей племен Кавказа. 1900. Вып. 28; Горгадзе С. Автокефальность Грузинской церкви // ДВГЭ. 1905. № 21-24; Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959; ჯანაშია . საჟართველო ადრინდელი ფეოდალიზაციის გზაზე // შრომები. თბილისი, 1949. Т. 1; Амиранашвили Ш. Я. К вопросу об определении портретов изображения на гемме Британского музея с пехлевийской надписью // ВДИ. 1960. № 2; ჯანაშია . ლაზარ ფარპეცის ცნობები საჟართველოს შესახებ. თბილისი, 1962; ჯავახიშვილი . მველი ჟართული საისტორიო მწერლობა // Сб. соч. თბილისი, 1977. Т. 8; ჯავახიშვილი . ჟართველი ერის ისტორია // Сб. соч. თბილისი, 1979. Т. 1; დ. მუსხელიშვილი, საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1977. Т. 1; ლორთჟიფანიმე . ჟართლი V საუკუნის მეორე ნახევარში. თბილისი, 1979; გოილამე . ჟართული ეკლესიის სათავეებთან. თბილისი, 1991; მგალობლიშვილი . კლარჯული მრავალთავი. თბილისი(?) 1991; ლომინამე . საჟართველოს საპატ რიარჟო და მისი ავტოკეფალია // რელიგია. თბილისი, 1992. № 1-2; კაკაბამე . ვახტანგ გორგასალი და მისი ხანა. თბილისი, 1994; საჟართველო ვახტანგ გორგასლის ეპოჟაში. თბილისი, 1999; მამულია . ჟართლის ეკლესია V-VI საუკუნეებში. თბილისი, 1999.
М. Лордкипанидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАКАР КОЛАЙСКИЙ (2-я пол. IV в.), блгв. царь Картли, св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.)
  • АРЧИЛ († ок. 744 г.), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня)
  • АШОТ I ВЕЛИКИЙ (Багратиони, † 826 или 829 г.), св. блгв. царь (пам. 29 янв.)
  • ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый
  • ГЕОРГИЙ ЧКОНДИДЕЛИ еп. Чкондидский Грузинской Православной Церкви, свт. (пам. груз. 12 сент.)
  • ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.)
  • ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55)
  • ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)